Выставка "Время кино"

«Время кино» — мультидисциплинарный проект, в котором фильмы «золотого фонда» советского и российского кинематографа (от «Аэлиты» Якова Протазанова до «Брата-2» Алексея Балабанова) объединены с произведениями современных российских художников. Куратор Дмитрий Ликин и историк кино Михаил Трофименков смоделировали историю нашего общества, используя ключевые для разных поколений зрителей киноленты и произведения актуального искусства, ставшего связующим звеном между прошлым и настоящим.

Экспозиция «Время кино» — это пять разделов, своеобразных эмоциональных портретов той или иной эпохи. Так, «Время энтузиазма», воплощенное в лентах Якова Протазанова, Николая Экка и Григория Александрова, и «Время пропаганды», увенчанное каноническим образцом соцреализма — «Кубанскими казаками» Ивана Пырьева, рифмуются с работами Ирины Кориной, Алексея Беляева-Гинтовта и Бориса Орлова. А совершенно иное «Время хрупкости / надежд и потерь» («Весна на заречной улице», «Еще раз про любовь», «Девять дней одного года», «Романс о влюбленных» и др.) соприкасается с произведениями романтиков современного искусства — Леонида Тишкова, Виктора Пивоварова, Дмитрия Гутова, Ани Желудь, Юрия Аввакумова и Сергея Шутова. Застойные 1970-е (раздел «Время без времени»), мастерски отраженные Никитой Михалковым в «Нескольких днях из жизни И.И. Обломова» и Романом Балаяном в экзистенциальной драме «Полеты во сне и наяву», обретают новое измерение благодаря созданному в те же годы абсурдистскому «Лозунгу-1978» группы «Коллективные действия». Осень империи заканчивается взрывом. Трудные для России 1980–1990-е (раздел «Время хаоса и поиска»), символами которых стали фильмы «Маленькая Вера» и «Брат-2», переосмысляются через работы Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, группы AES+F и совсем молодых авторов — Анны Потоцкой и Григория Сельского.

Дмитрий Ликин, куратор:
«Выставка “Время кино” — попытка разговора о сформированных обществом моральных императивах в ту или иную эпоху и о способах их выражения при помощи кино — самого массового искусства XX века. Мы решили отказаться от “хронологического подхода”, при котором к каждой из лент следовало бы механически подобрать произведения искусства той же эпохи. Наш подход, скорее, “метафорический” — мы стремились передать сущность времени, когда появился тот или иной фильм, через эмоционально близкие с выбранными кинолентами работы. Все представленные на выставке произведения — от “Колонны” Ирины Кориной и знаменитого ассамбляжа Ильи Кабакова “Анна Марковна Зуева: «Чей это ковшик?»” из коллекции ГЦСИ до невозможных кроссвордов Антона Ольшванга и стрит-арта Паши 183 — перекликаются с ощущением от эпох, к которым мы обращаемся. Современное искусство — это не просто иной способ говорить о времени, иногда именно его язык оказывается не только невероятно значимым и важным, но и безусловно точным».

Михаил Трофименков, историк кино, кинокритик:
«При отборе фильмов я руководствовался не приписываемыми Ленину словами о важнейшем из искусств, а фразой, которую в 1942 году произнес товарищ Сталин, увидев фильм Юлия Райзмана “Машенька”. Фильм этот во время войны был совершенно неуместен, в нем шла речь о любовном треугольнике, но, посмотрев ленту, генсек, тем не менее, сказал: “Народу необходимы чувства”. Почти все представленные на выставке фильмы воплощали принцип демократического, но не популистского, искусства. Они становились событиями в жизни не только массового зрителя, но и интеллигенции. К тому же все эти фильмы были гуманистическими в самом широком значении этого слова, показывая зрителю человечную сторону советской утопии. Они не рассказывали, выдавая идеальные конструкты за реальность, какой должна быть жизнь, а представляли образ реальности, к которой люди должны стремиться».

Список кинокартин
«Аэлита» (реж. Яков Протазанов, 1924), «Путевка в жизнь» (реж. Николай Экк, 1931), «Веселые ребята» (реж. Григорий Александров, 1934), «Чапаев» (реж. братья Васильевы, 1934), «Два бойца» (реж. Леонид Луков, 1943), «Золушка» (реж. Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро, 1947), «Кубанские казаки» (реж. Иван Пырьев, 1949), «Весна на Заречной улице» (реж. Феликс Миронер и Марлен Хуциев, 1956), «Последний дюйм» (реж. Теодор Вульфович и Никита Курихин, 1958), «Девять дней одного года» (реж. Михаил Ромм, 1961), «Звонят, откройте дверь» (реж. Александр Митта, 1965), «Еще раз про любовь» (реж. Георгий Натансон, 1968), «Служили два товарища» (реж. Евгений Карелов, 1968), «Печки-лавочки» (реж. Василий Шукшин, 1972), «Романс о влюбленных» (реж. Андрей Кончаловский, 1974), «Мимино» (реж. Георгий Данелия, 1977), «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (реж. Никита Михалков, 1979), «Полеты во сне и наяву» (реж. Роман Балаян, 1982), «Маленькая Вера» (реж. Василий Пичул, 1988), «Брат-2» (реж. Алексей Балабанов, 2000).

Список художников
Юрий Аввакумов, Алексей Беляев-Гинтовт, Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, Дмитрий Гутов, Анна Желудь, Илья Кабаков, Ирина Корина, Антон Ольшванг, Борис Орлов, Георгий Острецов, Паша 183, Виктор Пивоваров, Мария Покровская, Анна Потоцкая, Тимофей Радя, Григорий Сельский, Леонид Тишков, Сергей Шутов, группа «Коллективные действия», группа AES+F.

Даты проведения: 21 октября 2016 — 29 января 2017

Часы работы галереи «РОСИЗО»: с 10:00 до 22:00
Выходной день: последний четверг месяца
Стоимость полного билета: 250 рублей

Перейти в корзину